Главная \ Доступная среда

Доступная среда

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

часть 16

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

часть 23

индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

часть 27

инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

часть 28

адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

Научить ребенка общаться с соседскими мальчишками и девчонками очень важно, однако, более сложным нюансом считается общение ребенка со сверстниками, которые «не такие», как они. Речь идет о детках-инвалидах. Многие взрослые сами не знают, как общаться с ними, отсюда и вырастает основная проблема. Именно неправильное восприятие детей-инвалидов окружающими делает их жизнь тяжелой, создает психологические барьеры, комплексы и прочие негативные моменты. Ребенок – инвалид -  это, прежде всего, ребенок. И сначала его принимаешь, а уже потом учитываешь его особенности. Говорить о том, что правильно и неправильно в отношении таких детей нужно, в первую очередь, с детьми. Если на раннем этапе объяснить ребенку, что особенные дети и взрослые — это такие же люди, как и он, что с ними можно и нужно общаться и взаимодействовать на равных, то с такой установкой ребенок и пойдет по жизни. Если общаться с детьми об актуальных общественных проблемах, то в будущем этих проблем удастся избежать. При общении с детьми с особенностями в развитии другие дети получают правильные нравственные уроки – уроки сострадания, толерантности, великодушия, уроки доброты.

Такое общение в первую очередь необходимо именно здоровым «обычным» детям!

Когда дети с инвалидностью стали приходить в наш детский сад, мы их приняли и стали вести воспитательно-образовательный процесс дальше, с готовностью вовлекая таких ребят в процесс, полностью погружая в обычную детскую жизнь.

Обучение происходит в непосредственной  деятельности детей друг с другом, в игре, в общении детей друг с другом. В роли обучающих выступают не только педагоги, но и сами дети.

На сегодняшний день у нас 7 детей инвалидов и один ребенок с ОВЗ, все они ПРИНЯТЫ в широком смысле этого слова – приняты взрослыми и приняты детьми, которые воспринимают их как равных себе.

Процесс адаптации детей и родителей к условиям ДОУ длительный и сложный, на практике дети гораздо быстрее адаптируются, чем взрослые. Приходят родители в детскую организацию и говорят о диагнозе, а дальше – страх, переживание, волнение. На первом этапе важно родителям дать понять, что все будет хорошо, главное, действовать сообща. Вместе.

Если был уже опыт общения и работы с детьми-инвалидами, надо об этом говорить. Это вызывает доверие. Мы всегда говорим, у нас большой опыт общения с детьми с синдромом Дауна, мы с ними работали на протяжении 12 лет. Такая открытость позволяет родителям снять большее количество страхов и вопросов  на первоначальном этапе.

Важно установить контакт с ребенком в первый день его появления в группе – тут ответственность ляжет на плечи педагога – воспитателя, можно ему в помощь в этот день позвать и педагога-психолога. Так легче справиться с волнением, тревогами, ведь они возникают и у воспитателей, им нужно не только установить контакт с ребенком, но и представить его детям. Чем меньше ребенок, тем легче его вхождение в детский коллектив, тем проще установление контактов.

С родителями важно проговаривать то, что все покажет практика и время, необходимо всем запастить терпением. Да, есть общие рекомендации, например, «солнечным» детям нужно хлопать, аплодировать, ставить на лыжи для активизации развития речи и многое другое, но не все рекомендации действуют на практике. Есть дети с аутическими признаками, они не любят тактильные контакты, а у нас на практике оказался ребенок, который очень любит обнимать и прикасаться. Все методы и приемы, все формы работы должны быть очень избирательны и индивидуальны. Результативность покажет практическое использование.  Мы предлагаем вам сборник игровых форм, опробованных на практике с самыми разными детьми: с детьми с синдромом Дауна, с детьми – слабослышащими,  с диабетом – инсулинозависимых, с аутическими признаками и задержкой психического развития, с задержкой  речевого развития и другими.

В дошкольных организация есть много опыта по вовлечению родителей и детей с особенностями в образовательный процесс, кто-то разделяет этих детей и родителей- проводит для них отдельные мероприятия, считается, что это важно, помогает понять родителям, что они такие не одни. Да в таких формах безусловно есть свои плюсы. Мы так не делаем, так как считаем, что только совместные мероприятия объединяют всех – у нас есть практика проведения Фестивалей с большим и разнообразным количеством мастер-классов, которые каждый посещает по-своему желанию и потребностям. В ходе Фестивалей никто не получает внешних оценок (именно они и могут больно ранить), каждый просто получает удовольствие от совместной деятельности, никто никого не выделят, все мастерят  и общаются вместе.

Безымянный